Герб Уфимского райна

Администрация сельского поселения


Тюрюшлинский сельсовет


Стерлитамакский район


Республики Башкортостан

Рекомендации по вопросам реализации налоговыми органами нормативных правовых актов

Рекомендации по вопросам реализации налоговыми органами нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих в период с 1 января по 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей по налогам)[1]

 

Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2] статья 4 Налогового кодекса Российской Федерации[3] дополнена пунктом 4, согласно которому:

– высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно)[4] продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона) либо если в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона) предусмотрены более ранние сроки их уплаты;

– в случае, если в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона) сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков[5], то при принятии НПА и установлении критериев определения этих категорий учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года; данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– в случае определения категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков[6] с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации[7] в электронной форме.

В целях обеспечения реализации указанных положений рекомендуется учитывать следующее:

  1. Кодексом (часть 2 статьи 356, пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 383, пункт 1 статьи 397) на налоговый период 2020 года предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации по установлению сроков уплаты транспортного налога налогоплательщиками-организациями, налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогам), а также полномочия муниципальных образований (городов федерального значения) по установлению сроков уплаты земельного налога налогоплательщиками-организациями (авансовых платежей по налогу)[8].

Таким образом, НПА не может изменять установленные Кодексом сроки уплаты транспортного и земельного налогов налогоплательщиками-физическими лицами (пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 397), срок уплаты налога на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 409 Кодекса), а также уменьшать продленные Правительством Российской Федерации сроки уплаты авансовых платежей по налогам в случае, если Правительством Российской Федерации будут реализованы соответствующие полномочия, предусмотренные подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона).

  1. НПА может предусматривать продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам)[9], в т.ч.:

в отношении сроков уплаты нескольких или отдельных налогов;

в отношении сроков уплаты авансовых платежей по нескольким или отдельным налогам за все или определенные отчетные периоды (например, только за первый квартал 2020 года);

без указания категорий налогоплательщиков, в отношении которых продлеваются сроки, т.е. для всех налогоплательщиков-организаций;

с указанием категорий налогоплательщиков, в отношении которых продлеваются сроки.

Исходя из пункта 2 Порядка направления информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов в электронной форме, утверждённого приказом ФНС России от 22.11.2018 № ММВ-7-21/652@, издание НПА не влечет обязанность направления в налоговый орган сведений по форме «Информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов» (КНД 1190803).

Сведения об издании НПА используются налоговым органом из источников официального опубликования НПА.

  1. В случае, если НПА предусматривает продление сроков для категорий налогоплательщиков, то для их определения могут учитываться следующие показатели:

основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года;

данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет ФНС России (например, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Определение категорий означает наличие в НПА однозначно понимаемых условий для применения (или не применения) этих категорий в отношении налогоплательщиков-организаций (например, указание в НПА на то, что продление сроков распространяется на организации, основной вид экономической деятельности которых соответствует определенному коду (кодам) ОКВЭД, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц на конкретную дату).

Учитывая изложенное, определение категорий типа «Продлить срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 г. по земельному налогу налогоплательщикам-организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры» не может рассматриваться учитывающим показатели, предусмотренные абзацем вторым пункта 4 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона). В таком случае для определения категорий налогоплательщиков, в отношении которых будет действовать продление сроков, необходимо применять положения абзаца третьего пункта 4 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона).

  1. В случае определения категорий налогоплательщиков на основе иных (не указанных в абзаце втором пункта 4 статьи 4 Кодекса) критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган в электронной форме.

Примерный состав сведений перечня налогоплательщиков:

ИНН организаций, на которые распространяется действие НПА;

указание на то, что перечень относится к применению НПА.

Направление перечня в налоговый орган целесообразно осуществить с сопроводительным письмом.

  1. Рекомендуемые сроки для направления перечня налогоплательщиков в налоговый орган во избежание повышенных рисков несоблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков:

не позднее одного месяца в случае издания НПА о продлении срока уплаты налога (налогов);

не позднее 01.12.2020 в случае издания НПА о продлении срока уплаты авансовых платежей по налогу (налогам).

  1. На основании НПА, а также перечня налогоплательщиков (в случае его представления) налоговый орган осуществляет применение их при администрировании соответствующих налогов и актуализацию информационного ресурса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России.

 

__________

[1] Рекомендации носят сугубо информационно-справочный (рекомендательный, а не общеобязательный) характер, не содержат новых норм и официальных разъяснений законодательства, не препятствуют непосредственному применению нормативных предписаний и положений в значении, отличающемся от рекомендаций.

[2] Далее – Закон. https://sozd.duma.gov.ru/bill/862653-7.

[3] Далее – Кодекс.

[4] Далее – указанный нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации именуется НПА.

[5] Далее – категории.

[6] Далее – перечень налогоплательщиков.

[7] Далее – налоговый орган.

[8] Далее – транспортный налог, налог на имущество организаций и земельный налог именуются налоги.

[9] Далее – сроки.

наверх